По данным российской статистики, на территории страны функционируют порядка пяти миллионов предприятий разных форм собственности, рода деятельности и объёмов производства. А это означает, что каждое из этих предприятий платит налоги государству. Следовательно, каждое предприятие может подвергнуться налоговой проверке. По каким-то причинам налоговой проверки многие панически боятся, заказывают юридические услуги, хотя на самом деле принцип такой работы прост: проверки можно легко избежать, если быть честным с государством.

Проверка налогов со стороны соответствующих служб не проходит просто так. Инспекция может «нагрянуть», если заметит, что в отчётностях предприятия указаны слишком большие суммы льгот, если предприятие отчисляет в бюджет суммы значительно ниже средних показателей по своей отрасли, если предприятие не платит налоги и допускает управленческие ошибки, а также если предприятие систематически игнорирует уведомления и запросы от налоговой инспекции.

Как правило, у налоговой инспекции есть три основных претензии к налогоплательщикам. Первая из них – безосновательный вычет налога на добавленную стоимость, точнее, входного НДС. Как правило, этот налог предприятие платит, когда покупает товары у поставщиков, однако позже он может быть уменьшен на сумму налога с реализации этих товаров. Вторая претензия звучит как завышенные или чрезмерно высокие расходы при определении суммы, с которой будут отчисляться налоги (то есть налоговой базы). Наконец, третья причина – то же завышение, только на «упрощёнке», или упрощённой системе налогообложения.

Для предприятий проблема заключается в том, чтобы документально доказать инспекции, что расходы были завышены обоснованно. Согласитесь, претензии вполне логичны, если компания купила недвижимости за двести миллионов рублей, а продала за пятьдесят, зато у компании-покупателя в учредителях сплошные родственники учредителей компании-продавца. Очевидно, что предприятие может доказывать свою правоту – однако решающим документом в данном случае является постановление «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Спорные вопросы в подавляющем большинстве случаев проверок решаются в суде, однако, повторимся, проблем можно избежать, если изначально не прибегать к финансовым махинациям.